МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ

Межрегиональный Шаляпинский Центр

Назад

Ятич Б. «Шаляпин против Эйфелевой башни»

Нечасто на наших просторах появляется оригинальное авторское сочинение о каком-то выдающемся оперном артисте, а факт, что такая обширная работа (свободно можно сказать – монография) вышла из под пера другого оперного артиста – редкость и в мировом масштабе. Именно такое дело предпринял Бранислав Ятич, бас Оперы Сербского национального театра в Нови-Саде, певец, хорошо известный в мире. Вот почему сам этот факт вызывает любознательность у заинтересованного читателя.

Какие причины, устремления, нужды побудили человека, посвятившегося себя тяжелому, изнурительному и требовательному артистическому труду, каким является оперная исполнительная практика, огромную долю своей энергии, эрудиции, интересов, бесспорно и времени посвятить научному исследованию исключительной артистической личности, ее эпохи и культурно-политического своеобразия, ее художественного кредо и влияний на тогдашние течения художественной жизни?

Ответы на эти вопросы внимательный читатель найдет между строками книги – необычной и увлекательной. Завороженность искусством Федора Шаляпина, одного из тех титанов, которые ознаменовали свою эпоху новым, до тех пор негаданными ис-олнительскими достижениями, явилась основным spiritus movens настоящей работы. Эту обуреваемость в случае Ятича легко понять. Он, как и его кумир, обладает тем  же голосовым складом, разделяет с ним любовь к русскому оперному наследию, художественную честность и творческое любопытство в трактовке исполняемых ролей (я так говорю с позиций дирижера, который неоднократно сотрудничал с Ятичем – певцом). Необходимость проникнуть во все тайны Шаляпинского искусства, оценить их и проанализировать, как в контексте эпохи, так и в рамках современного понимания оперного искусства, - свидетельствуют не об одном лишь интересе и незаурядной эрудиции артис- из среды представителей которой, благодаря анекдотам, люди обычно причисляют к «специалистам-идиотам», но свидетельствуют и о едва ли не идеалистических поисках истины и совершенства в тяжелой и требовательной миссии оперного исполнительства. Поэтому настоящая книга многое говорит и об ее авторе как одном из (увы!) редких многогранных интеллектуалов нашей оперной сцены.

Конечно, объем настоящего труда (разделенного на четыре больших раздела: Биография, Эхо, Легенда и действительность, Против Эйфелевой башни) неминуемо влечет за собой и заимствования: автор не стесняется цитировать длинные абзацы как самих записей Шаляпина, так и тексты его биографов и современников. Почти «постмодернистская» структура, в рамках которой, наряду с «романсированной» биографией, приемлемой для читателя, ничего не ведающего об опере, находим и «экзактные» очерки об оперной истории, или научные  рассуждения о вокальной технике, которые, несомненно, будут полезны всем студентам-вокалистам, а также содержит и подробные перечни живописных, музыкальных и литературных произведений, связанных с личностью и искусством Шаляпина. Эти приложения способствуют дополнительной привлекательности книги. Сама она, в известной степени, трансцендирует в музыкальную форму, выполняя, подобно хоралам в кантатах Баха, эссенциальное послание, откровение замысла: сообщение художественного кредо Шaляпина. Его высказывания об эстетических и (в первую очередь) этических предпосылках при взятии на себя художественной ответственности при трактовке оперных ролей, действительно определяют саму суть служения искусству. Поэтому, окончательное отождествление автора книги с субъектом изучения, сублимированное в заключительном разделе, представляет редкое явление в этом литературном жанре, редкий текст, библейскую подлинность которого необходимо рекомендовать всем, желающим честно служить идеалам Искусства.

 

Зоран Юранич,

композитор, дирижер, музыковед

Книга готовится к изданию на русском языке

Назад